Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Хорду строят — от «Лосиного Острова» щепки летят

Юлия Судакова23 ноября 2020 16 810
2023-03-28T18:11:59.161511+00:00
Хорду строят — от «Лосиного Острова» щепки летят
Участок нацпарка тихо, без обсуждений и согласований, исчез из госреестра ЕГРН — по нему планируют проложить часть Северо-Восточной хорды. Защитники «Лосиного Острова» утверждают, что строительные работы незаконны. Ранее московские власти обещали рассмотреть иные варианты прокладки дороги, не затрагивающие охраняемую территорию.

Национальный парк «Лосиный Остров» вновь оказался в центре градостроительного скандала. Власти Москвы собираются проложить через него участок Северо-Восточной хорды. Экозащитники не сдают без боя часть парка, намеченную под строительство.

Спорный участок находится в районе станции Белокаменная — вдоль железнодорожных путей.

Фото: Антон Хлынов/Facebook

На днях там появился информационный щит, сообщающий о вырубке 1,8 тыс. деревьев и 6,7 тыс. кустарников. Работы ведет московский департамент строительства, а дорогу планируется строить с шумо- и светозащитными экранами (на карте «Яндекса» она обозначена как Северо-Восточная хорда). Окончание строительства намечено на I квартал 2022 года.

Щит также информирует о компенсационной высадке 1850 лиственных деревьев выше 5 м и почти 10 тыс. кустарников, но где и когда это будет, пока непонятно. Активисты утверждают, что планировочные и проектные решения по хорде на общественные слушания не выносились, открытую дискуссию в связи со строительством автомагистрали через национальный парк власти не обеспечили, проектная документация в открытом доступе отсутствует.

Удалили — значит, не было?

Проблема в том, что строить дорогу собираются на особо охраняемой природной территории, хотя еще недавно мэрия рапортовала о том, что хорда национальному парку не повредит, сообщает Telegram-канал Readovka. Сейчас все новостные материалы и сюжеты об этом с сайтов мэрии, «Москвы 24» и «Вечерней Москвы» удалены.

Но это не самая странная пропажа в истории хорды и нацпарка. Спорный участок исчез из ЕГРН, а это уже куда серьезнее. Изначально же границы парка прописаны и установлены не только решениями соответствующих органов власти о его создании (1979, 1988 и 1992 гг.), но и в действующем Положении о Национальном парке «Лосиный Остров».

Еще недавно данные по этому участку были и в реестре: как рассказал Циан.Журналу эколог «Общероссийского народного фронта» Антон Хлынов, их внесли в 2009 году. Участок значился как зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), к этому статусу прилагался государственный акт на право бессрочного пользования землей на московской территории. В сентябре 2020 года выяснилось, что все данные по участку пропали — их просто нет, хотя скриншоты сохранились.

«Сейчас на участке активно удаляются остатки вырубленных деревьев, вывозятся строительные отходы от разрушившихся старых зданий, которые оставались на территории. Установлены забор и информационный щит о начале строительства. Причем все это происходит на фоне официальных информационно-охранных знаков национального парка, обозначающих начало его территории и информирующих о ее правовом режиме, включая запреты на разведение огня, повреждение почвенного покрова и заезд техники», — комментирует Антон Хлынов. 

Фото: Антон Хлынов/Facebook

Экозащитник добавил, что 18 ноября прошло заседание Мосгордумы, посвященное обсуждению городского бюджета, на котором представители департамента строительства заявили, что участок хорды заявлен в адресно-инвестиционной программе (на сайте стройкомплекса по этому участку нет такой информации. — Прим. ред.).

Изображение: stroimos.ru

По словам Антона Хлынова, работающие на месте строители считают, что стройка уже началась.

Скриншот видео начатых работ/Антон Хлынов/Facebook

Но, по его данным, разрешительных документов на стройку явно недостаточно для ее начала — отсутствует согласование строительства с Минприроды, нет никакой информации о представленной в проектной документации оценке воздействия на окружающую среду, документация не проходила государственную экологическую экспертизу федерального уровня, которая была предусмотрена в отношении такого рода объектов — по крайней мере, до сентября этого года.

«Минприроды в согласовании отказало» 

Эти слова подтверждает и участница группы «Спаси Лосиный Остров» Мария Каплан, вступившая в активную переписку с ведомствами (Циан.Журнал тоже направил официальные запросы в Минприроды и Дептранс, откуда вопросы переадресовали в стройкомплекс), но на момент публикации поступили не все ответы; переписка ведомств с Марией Каплан есть в распоряжении редакции).

В июне Каплан получила ответ от Минприроды, что материалы по согласованию социально-экономической деятельности — выполнению проектных работ по объекту «Строительство участков Северо-Восточной хорды от Дмитровского до Открытого шоссе протяженностью 11,1 км» частично в границах парка — находятся на рассмотрении в министерстве. Чиновники подчеркнули, что проект изучается, причем отдельно отметили, что потребуется государственная экологическая экспертиза. А еще Минприроды рекомендовало обратиться в Росприроднадзор. Осенью Каплан писала в Минприроды еще раз — в надежде, что решение уже принято. Ответа нет до сих пор.

Фото: ФГБУ Национальный парк «Лосиный Остров»/vk.com

Защитница нацпарка еще в мае писала в Москомархитектуры. Там заявили, что публичных слушаний по вопросу строительства хорды через «Лосиный Остров» не проводилось, так как документация по планировке территории разработана Федеральным агентством железнодорожного транспорта. В свою очередь, агентство выпустило распоряжение от 16 марта 2020 года № ВЧ-111р по утверждению проекта планировки территории.

«Вопрос, действительно ли это агентство правомочно выносить такие распоряжения в отношении такого земельного участка, остается открытым», — уточняет Мария Каплан.

Рекомендованный Минприроды запрос в Росприроднадзор (именно он отвечает за проведение государственной экологической экспертизы, которую необходимо проводить, если строительство затрагивает особо охраняемую природную территорию) тоже не принес особых результатов. «Они ответили, что документы к ним поступали, но это был неполный комплект, поэтому ведомство его не приняло. Таким образом, есть основания полагать, что до настоящего времени никакой экспертизы по вопросу строительства хорды через ООПТ не проводилось».

Циан.Журнал получил от Минприроды ответ за подписью начальника отдела по взаимодействиям со СМИ Максима Копытина: «За согласованием социально-экономической деятельности Москва обращалась в 2019 году, Минприроды России отказало в согласовании. Других обращений в министерство не поступало. В соответствии с законом № 218-ФЗ только уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может направлять материалы о границах федеральных ООПТ в Росреестр. Минприроды России таких материалов не направляло. В настоящее время федеральным законодательством запрещается изменение или исключение части территории федеральных ООПТ».

Скандал на пустом месте

О том, что участок относится к территории нацпарка, еще в январе 2020 года говорил заммэра столицы по градостроительной политике и строительству Андрей Бочкарев.

«Для прохождения хорды по территории "Лосиного Острова" рассматриваем два варианта. Первый — проложить дорогу в полосе отвода железной дороги. В настоящее время здесь курсируют железнодорожные составы МЦК. По нашим оценкам, размещение там автомобильной магистрали не окажет отрицательного влияния на экологию “Лосиного Острова”», — говорил тогда Бочкарев. 

Пункт «д» ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» гласит, что строительство магистральных дорог в границах национальных парков не запрещается в тех случаях, когда эти дороги предназначены для обеспечения функционирования расположенных в границах национальных парков населенных пунктов. Нацпарк «Лосиный Остров» подпадает под эту категорию, да и хорда действительно необходима. Получается, что с точки зрения закона строительству ничто не мешает.

Северо-Восточная хорда/Изображение: stroimos.ru

По мнению Антона Хлынова,  заказчик строительства хорды по всей видимости выбрал другой путь — исчезновение участка «Лосиного Острова» из ЕГРН, которое формально позволяет не согласовывать строительство с федеральным Минприроды и не проходить государственную экологическую экспертизу.

Экозащитник полагает, что неплохим вариантом могла бы стать инженерная защита от техногенного воздействия хорды на природные комплексы национального парка и расположенный рядом НИИ туберкулеза (вплоть до сооружения тоннеля для хорды). Несмотря на удорожание строительства, это продемонстрировало бы экологическую культуру проектных и управленческих решений. Открытое обсуждение вариантов полностью соответствовало бы запросам общества и снизило бы риски негативного общественного резонанса.

«На Москву, у которой достаточно и денег, и политического влияния, смотрят регионы, поэтому, если наш мэр считает столицу передовым городом чуть ли не мирового масштаба, портить хорошие решения дурным примером точно не стоит. Скандал рискует возникнуть буквально на пустом месте, ведь город может себе позволить отмерить семь раз, прежде чем один раз отрезать», — заявил Антон Хлынов нашему изданию.

Была ли альтернатива?

Альтернативный вариант — строительство тоннеля — действительно, был, и Андрей Бочкарев упоминал о нем как о более затратном. Чиновник не отрицал, что с точки зрения инженерных решений это вполне возможно — в Москве уже реализовывались подобные проекты. В любом случае, обещал заммэра столицы по градостроительной политике и строительству, власти примут «самое оптимальное решение, чтобы не нанести ущерб окружающей среде».

Один из уже построенных участков Северо-Восточной хорды/Фото: stroimos.ru

Ситуация вокруг строительства хорды по территории национального парка опасна не только влиянием на окружающую среду, но и созданием прецедента, убежден Антон Хлынов. Тот же «Лосиный Остров» одновременно притесняется еще и с других сторон: на севере хотят построить ТРК, на востоке — дублер Щелковского шоссе.

Но в России есть и другие особо охраняемые территории — под угрозой окажутся и они, считает экозащитник. «Пока депутаты и сенаторы продумывают законодательные механизмы упорядочивания хозяйственной деятельности в границах национальных парков и признают, что в настоящее время не следует принимать нормы, позволяющие урезать их территории. Зачем же тогда нужна вся эта работа десятков экспертов и законодателей, если можно начать стройку где и как угодно без лишних телодвижений?»

В начале статьи: знак в нацпарке «Лосиный Остров».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#экология#Росреестр#законодательство
экологияРосреестрзаконодательство
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru